Бизнес считается живым, пока на его расчётных счетах остаются финансы, а его успешность определяется их количеством.
Стоит помнить, что при оплате залога поставщику, выплаты зарплаты всем сотрудникам и оплате каких-либо госпошлин, налогов, аренды и пр. финансов может не хватать на ближайшие необходимые платежи.
Если собственник бизнеса обязан оплатить больше, чем имеется у него на данный момент – это и называется “кассовым разрывом”. Проще говоря: кассовый разрыв – нехватка финансов для оплаты важных срочных расходов.
Каждый человек не желает оказываться в подобных ситуациях, а предпринимателю и вовсе придётся прикладывать огромные усилия, чтобы сохранить свой бизнес. Например, можно найти дополнительное финансирование, договориться с контрагентами или же влезть в долги.
Наша цель – предотвратить возможность возникновения таких неприятных ситуаций, и готовы поделиться основными, проверенными временем, рекомендациями.
Для начала стоит разобрать каким именно образом появляется кассовый разрыв
Не зависимо от количества прибыли и размера бизнеса может произойти кассовый разрыв. Бывали случай, что в крупнейших компаниях не хватает финансов даже для самых мелких расходов. Основная причина – неправильный учёт и прогнозирование поступлений и расходов. У каждого банка есть задержки при переводе, а также кто-то из клиентов мог просрочить платёж.
Рассмотрим основные, причины:
Например, предприниматель заказывает из Китая партию чехлов для телефонов и договаривается о реализации с закупщиком какой-либо розничной сети. Предприниматель оплатил партию полностью, т.к. за это поставщик предоставлял скидку. Закупщик заплатит за товар, когда его получит. Представим, что из-за таможни произошла задержка поставки на 3 недели, в течение которых предпринимателю необходимо было оплатить аренду своего помещения.
Самый яркий пример на Российском рынке – изготовление мороженного. Вся полученная летом выручка должна перекрывать затраты холодных времён года. Чем дольше длится этот “холодный период”, тем меньше остаётся денег на счету компании. Соответственно, в этот период компания не может себе позволить дополнительные траты и расширение бизнеса (или увеличение ассортимента), ведь каждый не окупившийся рубль может привезти к кассовому разрыву компании.
Самое трудное при ведении бизнеса – когда эти ситуацию совпадают по времени друг с другом. Компании необходимо и дождаться оплаты от заказчиков, и выплатить налоги, и заплатить за аренду, а ещё пора закупать новую партию. Любое такое совпадение может вывести даже крупнейших игроков рынка, поэтому необходимо подходить с умом к просчёту всех мелких и крупных трат.
Основные признаки кассового разрыва
Собственники, которые используют метод отчётности движения денежных средств (ДДС), имеют все шансы увидеть возможность будущего разрыва по отрицательным конечным показателям и успеют что-то предпринять для того, чтобы уберечь себя от этого.
Рассмотрим основные показатели, благодаря которым каждый предприниматель сможет спрогнозировать ситуацию и спасти компанию.
Самый простой и надёжный способ — ежедневный расчёт остатка свободных денежных средств на счетах.
Финансы на конец дня = Совокупность всех финансов на начало рабочего дня + входящие финансы за день − Выплаты поставщикам, оплата налогов, ЗП сотрудников, аренда, бухгалтерские расходы и прочие траты (все расходы)
Расчет этого показателя на последующий месяц даст возможность понять, в какие из дней фирма близка к кассовому разрыву. Таким образом у вас будет запас времени чтобы предотвратить кризис!
Пример расчёта кассового разрыва, в котором отрицательные остатки говорят о его возникновении. |
||||
Дата |
Начало дня |
Поступления |
Расходы |
Конец дня |
1 февраля 2022 |
+200 тыс |
+40 тыс |
-120 тыс |
+120 тыс |
2 февраля 2022 |
+120 тыс |
+40 тыс |
-120 тыс |
+40 тыс |
3 февраля 2022 |
+40 тыс |
+40 тыс |
-120 тыс |
-40 тыс |
4 февраля 2022 |
-80 тыс |
+120 тыс |
-40 тыс |
0 |
Предотвращение и профилактика кассового разрыва
Кассовый разрыв случается у большинства компаний и в этом нет ничего фатального — это повсеместно встречающаяся рабочая ситуация. Предприниматель может минимизировать его влияние на фирму при помощи овердрафта, взять в долг недостающие средства или просрочить платежи. Но вышеперечисленные варианты снижают прибыль фирмы, лишают предпринимателя доходов, портят его репутацию и взаимоотношение с фирмами-партнёрами. Стоит стараться не допускать этих ситуаций.
Основные способы избежать кассового разрыва:
проверьте, готова ли ваша компания к быстрому росту?