Конкуренция по цене. Определение, риски, стратегии

Конкуренция по цене.

Война – дело неблагодарное и неблагородное. Как правило, все стороны, участвующие в ней, несут потери. Еще Лев Толстой писал: "…война… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие" ("Война и мир", 1863–1868 гг.). 

И ценовая война не исключение. Это следует уяснить прежде, чем вы затеете борьбу по цене. 

Если вы все-таки решились на активные действия, то должны понимать, зачем это нужно. Советую подготовить на этот случай четкий план мероприятий. 

Но обо всем по порядку.

Определение

Ценовая конкуренция – это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого уровня относительно цен конкурентов. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке (cм. определение на marketopedia.ru).

Ценовая конкуренция бывает 2-х видов:

  1. прямая: фирмы широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемые товары, и

  2. скрытая: товары с лучшими потребительскими свойствами продаются по такой же или незначительно более высокой цене, чем товары фирм-конкурентов.

Основные опасности (риски) прямой ценовой конкуренции

  • Снижение цены – это всегда очень заметное поведение. Ваши конкуренты увидят его сразу, в тот же день, максимум через два-три дня. 

  • В отличие от грамотной рекламной компании – быстрый ответный удар спустя день-два после снижения цен. Он может быть выражен в крупных потерях для маржи. Ведь для того, чтобы достичь порога чувствительности, вам придется опустить цену минимум на 10%.

  • Снижение цены – это трудно управляемое средство борьбы. После того как вы уроните цену, поднять ее обратно будет крайне сложно. Если вы уже пытались это делать, то понимаете, о чем идет речь.

  • Риск переоценить зависимость спроса от цены. Вы можете уронить цену и не получить прирост объема продаж. Есть рынки, слабо чувствительные к цене, но чутко зависимые, например, от качества или хорошего промоута.

Подробнее об этом смотрите видео на канале YouTube: Ценообразование. Как определить цену на товары и услуги.


Что делать, если цену уронил конкурент?


Для начала делаем глубокий вдох… Потом выдох… Пауза. Повторяем снова. После действуем по схеме:

  1. Проводим подробный анализ ситуации.

  2. Выбираем подходящую тактику поведения (выжидательная позиция или ответные меры).


1. Анализ ситуации:

  •  Постарайтесь определить цель, которую преследовал конкурент при снижении цены. 

Это может быть желание завоевать большую долю рынка. Возможно, у конкурента есть недогруженные производственные площади или возникла необходимость в срочном погашении платежей, при отсутствии свободных денежных средств. Действия конкурента могут быть вызваны желанием реализовать излишки товара или необходимостью покрыть высокие издержки производства. Либо он принял тактическое решение менять цены в отрасли в целом, поскольку понимает, что выстоит в этой борьбе.

  • Попробуйте понять, носит изменение цены постоянный характер или же оно временно. Это может быть вопрос трех дней и цены вернутся, то есть конкурент попытается поднять цены до прежнего уровня.
  • Ответьте на вопрос, как отразится снижение цены на размере доли вашей компании на рынке, если вы не примените ответных мер. Каков размер потерь? Он может быть не столь значителен.
  • Следующий момент, который нужно понимать: собираются ли другие компании, работающие на этом рынке, принимать ответные меры, и как на них может отреагировать конкурент.

После анализа вы поймете, что делать дальше. По моему опыту, в большинстве ситуаций лучше всего занять выжидательную позицию. 


2а. Выжидательная позиция


Она уместна в следующих случаях:

  • 1. Чувствительность клиентов к снижению цены невысокая 

Например, клиенту важна не столько цена, сколько близость расположения склада к офису. Или же наоборот, для клиента приоритетной задачей является сохранение высокой цены на товар, поскольку он дилер и заинтересован зарабатывать на вашем продукте, а не просто сбывать его большими партиями.

  • 2. Ценовой манёвр отрицательно скажется на норме прибыли конкурента, то есть он потеряет норму прибыли. Клиент утопит себя своими же руками, не мешайте ему. Таких примеров немало.
  • 3. Если доля вашей компании существенно не снизится при заданной конкурентом цене. То есть вы не потеряете существенную долю на рынке определенного товара, а в перспективе можете спокойно ее нарастить.
  • 4. Ответное снижение цен на товар с вашей стороны приведет к значительной потере прибыли. То есть вы понимаете, что можете "уронить" цены, остаться в той же доле рынка или нарастить долю, но не получить прибыль либо вылететь в убыток. В этом случае советую 100 раз подумать, а лучше просчитать на бумаге экономические последствия ваших ответных действий.

 

В то же время бывают случаи, когда ответные меры действительно необходимы. 


2б. Перечень рабочих ответных приемов, которые зарекомендовали себя на практике:


  • 1. Ответное снижение цены

Очень важно, чтобы понижение цены на товар происходило без потери качества продукта или качества сервиса. Часто происходит так, что при снижении цены падает качество товара. В долгосрочной перспективе это проигрышная позиция.

Предпочтительным в этом случае является наоборот повышение качества товара. Мы поднимаем ценность товара в глазах потребителя за счет использования инструментов маркетинга. Да, вам придется подождать, вы, вероятно, просядете в обороте. Однако в будущем это приведет вас к прибыли, а конкурента, который играет в низкие цены, – к падению.

  • 2. Повышение качества товара с одновременным повышением его цены

На практике это означает перевод вашего бренда, торговой марки в разряд более дорогостоящих. То есть вы выходите на другой рынок, в более дорогой сегмент. И таким образом вываливаетесь из навязанной вам ценовой конкуренции. Либо оставляете текущий товар с неизменной ценой и добавляете к нему премиум бренд, еще более дорогой товар. 

  • 3. Выведение на рынок дешевого "боевого" бренда

Наряду с действующим брендом, работающим без изменений, вы параллельно запускаете отдельный бренд, отдельный продукт, который работает в С-сегменте. (Термин "С-сегмент" используем здесь по аналогии с автомобильным бизнесом, в котором это понятие  применяется в отношении "низшего среднего класса" легковых автомобилей). Задача доступного бренда не съедать рынок, не поглощать тот рынок, на котором работаете вы, а конкурировать с другими продуктами в С-сегменте. 

Приведу пример успешного кейса. Владелец принял решение 80% выпускаемых товаров заворачивать в другую упаковку и продавать по более низкой цене, заметьте, под другим брендом. При этом владелец товара не потерял, а даже нарастил объемы в сегменте С, хоть и не получил существенной прибыли. Но таким образом мы остановили конкурента, который вошел на рынок основного продукта и начал быстро набирать обороты. Мы забрали часть его рынка в С-сегменте, которого раньше вовсе не имели.

Когда можно инициировать ценовую войну?

Это один единственный случай: если у вас есть существенное преимущество по издержкам производства. Если вы понимаете, что себестоимость вашей продукции настолько ниже по сравнению с показателями конкурентов, что вы можете без ущерба для бизнеса существенно опустить цены. При этом вы точно знаете, что конкуренты не могут себе этого позволить и не повторят ваш манёвр.

Если вы стремитесь увеличить долю присутствия вашего товара на рынке, совсем необязательно, да и не всегда нужно использовать механизм снижения цены на товар. Иногда имеет смысл конкурировать в той же цене и иметь более низкие издержки, зарабатывать больше прибыли и реинвестировать ее, например, в маркетинг, то есть в продвижение и выгодное позиционирование товара. И таким образом завоевывать рынок.

_________________________

Подводя итог сказанному, можно заключить: ценовая конкуренция – непростой механизм экономического регулирования рыночных отношений. По этой причине советую использовать его очень осторожно и только при явной необходимости, основываясь на системном анализе состояния вашего бизнеса, полезном опыте конкурентов и здравом смысле.

Мира вашему бизнесу!

 

 Скачать: 
Поделиться: