Адаптация новых сотрудников

АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ: ответственные лица, ступени и сроки адаптации

В вопросах эффективности отбора кадров, максимально подходящих требованиям организации, одно из главных мест занимает адаптация сотрудника на новом месте работы.

От того, насколько эффективно проведена акклиматизация новичка, зависит вопрос продолжения его работы в компании, а также размер расходов организации, связанных с его обучением.

 

Кто?

Если в штате есть HR-менеджер, то часть адаптации нового сотрудника ложится на него.

 

Ступени адаптации

Процесс адаптации начинается с так называемого welcome-тренинга: менеджер показывает новичку место нахождения туалета, кухни, рабочее место, знакомит с работой офисной техники. Эти действия также может совершить специалист кадровой службы.

Следующей ступенью адаптации является прикрепление нового сотрудника к старшему, более опытному работнику. В отделе продаж это будет старший менеджер, руководитель отдела либо руководитель группы — в зависимости от вашей структуры. Ведущий специалист получает доплату за работу с новичком, но она должна производиться не за сам процесс, а именно за выполнение задач испытательного срока.

Если испытательный срок в Вашей организации составляет 2 месяца, то у работодателя должны быть установлены четкие критерии для оценки прохождения испытательного срока новым сотрудником. Например, за 1-ый месяц работы новичок должен знать, уметь, совершать определенные действия, сделать определенное количество звонков, отправить столько-то коммерческих предложений, знать содержание инструкции.

 

Сроки адаптации

Если в организации грамотно выстроена система адаптации, то через 1-2 месяца Ваш сотрудник превратится в полноценного «бойца». Если нет, то, скорее всего, в системе адаптации есть проблема, которую необходимо искать.

 

Причины долгой адаптации сотрудника и способы решения проблемы

В некоторых случаях адаптация сотрудника затягивается на 6-8 месяцев. Такая ситуация может быть обусловлена тем, что в организации закреплена сложная номенклатура и вакансия предполагает освоение соискателем сложных профессиональных навыков.

Причиной длительной адаптации новичка в данном случае является большой объем и неупорядоченность информации: сотрудник получает знания самостоятельно методом проб и ошибок. Если имеет место такая проблема, то в организации необходимо упростить систему подачи информации.

Вы можете ничего не менять в сложившейся ситуации, но будьте готовы в течение длительного времени нести финансовые траты, связанные с адаптацией нового сотрудника, и в итоге расстаться с ним. Поэтому советую Вам подсчитать, сколько новых сотрудников вводите, сколько опытных специалистов задействуете в их обучении и сколько будет стоить компании ввести одного сотрудника в курс дела. Тогда Вы поймете, каким образом можно автоматизировать и усовершенствовать систему адаптации новичка.

 

Адаптация продолжительностью 6-8 месяцев является сильнозатратной статей для работодателя. Поэтому, как вариант, Вы можете использовать пошаговую адаптацию. Сотрудник начинает работу с меньшей должности и со временем постепенно ему добавляется вторая функция, оплачиваемая отдельно (например, выписка счетов). Далее возлагаете на сотрудника еще одну функцию (например, ответы на звонки клиентов) и также оплачиваете ее отдельно.

 

Следующий способ сокращения сроков адаптации заключается в том, что Вы приглашаете на вакансию работников, которые уже прошли нужный уровень подготовки у конкурентов. Это обычное дело в сложных продажах, когда HR-менеджеры отбирают сотрудников, которые уже имеют опыт работы со сложным продуктом. Возможно, они будут стоить дороже, но при этом адаптируются к новому месту работу гораздо быстрее.

 Скачать: 
Поделиться: