Менеджер звезда или оплата за предыдущие заслуги
Часто встречается такая ситуация, что при равной эффективности, заработная плата менеджеров отличается в разы.
|
Валовый оборот
|
АКБ
|
%рынка
|
З/п
|
"Простой" менеджер
|
30 000$
|
40
|
15
|
1000$
|
Менеджер "звезда"
|
90 000$
|
60
|
40
|
3000$
|
Почему Вы платите "звездному менеджеру" больше?
Причина "Сам развивал регион" – вызывает ряд вопросов.
- Он бесплатно это делал?
- Вы ему не платили?
- Или может он один из учредителей? Тогда вопросов нет:))
- Какая будет мотивация у другого менеджера, если с него спрос в разы выше, а денег в разы меньше?
- Будет ли он хотеть продавать, если у него заработная плата итак в 2-3 раза выше рынка?
!!!Платить много нужно за развитие, а не предыдущие заслуги.
Причина "Приносит 30% дохода компании" - а это страх потери клиентов при уходе данного менеджера (он, может быть, вполне обоснован),
Вы рассуждаете так:
"Я до этого платил ему заработную плату в 3000$, (при средней по рынку в 1000$), если я приведу его зарплату к 1500$ (что выше, чем предлагает рынок) – он уйдет.
- Во-первых, КУДА? На 1000$ в неизвестное место?
- Во-вторых, Ваш бизнес так плох, что держится не на продукте, который Вы производите, не на системе, а на одном человеке? (такое тоже может быть, но тогда вводите его в состав директоров и платите дивиденды, но не повышайте зарплату...)
- В-третьих, займитесь аналитикой. Почему ....
Ниже приведены три реальных случая, которые были в нашей практике за последние два года.
Случай первый:
Исходные данные :
"Звезда» - 40% объем продаж, на остальных 6 менеджеров - 60% объема продаж.
Работа с основания компании. Заработная плата - 180 000 руб.,против средней – 30 000 руб.
Выявлено аналитикой:
- Тупо, больше общая клиентская база, эффективность работы, такая же как у остальных менеджеров.
- Сработка клиентской базы низкая.
- Работа у конкурентов (обзвон по всей базе, которая была у менеджера.)
- Открытие ИП на себя, продажа через свое ИП крупным клиентам, за год компания не дополучила за год более 30 миллионов.
Действия:
- Подготовка базы. Перераспределение.
- Сменный состав.
- Увольнение и правильная передача дел «звезды».
Результат:
- Отсутствие снижения объемов и рост при той же клиентской базе на 17% через 3 месяца.
Случай второй.
Исходные данные:
"я считаю это более честным..."
Менеджер "звезда" - 37% объёма продаж + 4 менеджера по 15% объема продаж.
Заработная плата на 50% выше, чем у остальных.
Выявлено аналитикой:
- Равная эффективность, но серьезная перегрузка данного менеджера, за счет чего его эффективность была ниже, чем его потенциал.
Действие:
- Перераспределение базы, разработка целей, перевод на мотивацию на основе КРI.
- Перераспределение целей для данного менеджера, переориентация на развитие товарной дистрибуции.
Результат:
- Рост оборота по текущей базе 57%, незначительный прирост по новым клиентам.
- Заработная плата снижена на 16%(приведена к рынку), увеличение эффективности на 57%.
- Цитата менеджера: «Я считаю это более …, чем было до этого. Как только я достигаю большего уровня продаж., мне снижали зп, это не приятно."
Случай третий.
Исходные данные:
"Звезда" – объем 60%, остаток по 20% - регион развитие.
Заработная плата "звезды" - 250000 руб., остаток 75 000-100 000 руб.
Выявлено аналитикой:
- Регион поглощает больше, чем его потенциальная емкость(перепродажа)
- 4 клиента, которые дают 60% от общего объема звезды, при общей клиентской базе более 100. (2 из них ИП, которые занимаются перепродажей)
- Самая низкая маржинальность по менеджеру (предоставление скидок "своим" клиентам - до 38%, при максимальной плановой - 15%)
- Выявлено, что менеджер работает лично только с 10 клиентами, а остальные 100% коммуникаций ведет помощник.
- Менеджер имеет свой бизнес в той же сфере.
Основные опасения:
- Потери ключевых клиентов при уходе,
- Более низкое качество помощника не позволит удерживать те же позиции на рынке.
- Опасение, что менеджер слишком умен и таких мы больше не найдем - при аналитике не подтверждается, особенно с учетом, что фактически владелец базы помощник.
Решение (снижение рисков при уходе):
Понять истинные риски при уходе, оценить потенциал клиентов, с которыми лично коммуницировал менеджер. И главное, почему: при том, что все остальные клиенты переданы помощнику, с определенными клиентами работал только сам "звезда".
Проверить гипотезы:
- Для 2 из 4 клиентов наша компания является поставщиком сырья (= компания, а не менеджер). Мы встроены в технологический процесс клиента-поэтому – поэтому снижение объемов не происходит.
- Для 2 из 4 – мы поставщики товара (которые наш клиент далее перепродает).
- Сможет ли кто-то предложить данному клиенту тот же или аналогичный товар на более выгодных условиях? (…с существенной скидкой и то как идет перенасыщение рынка предполагает, что именно эти клиенты продают в другие регионы «съедая» нашу маржу и наше присутствие.)
Есть ли прочие гипотезы? Если нет, то в чем риск?
Действия:
- Перераспределение клиентской базы по заданному алгоритму - восстановление ВСЕХ данных по клиентам в общей базе, а не в записях менеджеров.
- Предложить перейти "звезде" на ДРУГОЙ регион и другой функционал и другую мотивацию. Обосновать данное решение необходимостью развития того участка присутствием на нем сильного сотрудника. Показать перспективу, НО заработную плату привести к рынку.
- При скрытом или явном протесте работать на условиях системы - показательно уволить с объяснением ВСЕМ сотрудникам перемен.
(к слову, у других сотрудников, есть скрытое недовольство, тем, что при меньшей нагрузке "звезда" получает значительно большую заработную плату).