Как ставить цели в бизнесе на год

Цели в бизнесе. Постановка на год


Для чего бизнесу нужны цели?       


Они задают вектор развития. Достижение или недостижение поставленных целей – один из показателей эффективности работы компании.


Что происходит, если вы не ставите цели либо недостаточно четко их формулируете?


Ваша компания в этом случае похожа на броуновское движение. Вы идете, сами не зная куда, словно лошадь с шорами на глазах. Общая расплывчатая цель "мы хотим расти" на практике дает лишь череду несогласованных действий и не приводит к желаемому результату.

Что происходит если у компании нет целей

Грамотная же постановка целей означает продумывание конкретных шагов к ее достижению. 


Какие виды целей бывают?


В зависимости от стадии развития рынка, размера компании выделяют три основные цели. Это:

  1. Цель по выручке.

  2. Цель по прибыли. Вы можете остаться на том же уровне доходов, при этом прибыль вырастет в 2-3 раза.

  3. Цель по доле рынка. Эту цель обычно ставят перед собой зрелые компании, которые занимают существенную долю на рынке определенного товара.


Как формируются цели?


Как правило, цели бизнеса рождаются в голове собственника или главного менеджера компании. Часто бывает, что цели так там и остаются и являются тайной для остальных сотрудников. К чему это приводит?

Это приводит к тому, что только руководитель пытается достичь целей. Он работает как локомотив, который тянет за собой прицепные вагоны. А они подобно слону из басни И.А. Крылова послушно тащатся за локомотивом без каких-либо усилий.  

При таком раскладе автомобиль вашего бизнеса неполноприводный и держится только на одном вашем приводе. Не надорвитесь!

Для того чтобы все звенья компании слаженно трудились на один общий результат, советую руководителю заранее позаботиться об этом. Решение следующее: в конце уходящего - начале будущего финансового года проведите совещание с руководителями ключевых структурных подразделений. На нем ознакомьте сотрудников с презентацией компании по перспективным целям и задачам на предстоящий год.

 как должна выглядеть цель


Как должны выглядеть цели?


Одной из важных характеристик правильно поставленной цели является ее достижимость. Чтобы соответствовать этому критерию, цель должна быть четко описана и оцифрована. Для этого подходит форма презентации. Выраженные на бумаге, визуально оформленные цели становятся понятным рабочим инструментом.

цель в бизнесе

Обратите внимание, целей у компании может быть несколько. В этом случае необходимо расставить приоритеты и ранжировать цели в зависимости от степени важности для компании.


Кто формирует цели?


Часто в компаниях вопрос постановки стратегических и перспективных целей отдается на откуп конкретному подразделению: экономистам или маркетологам.

Поступая так, будьте готовы, что получите односторонний взгляд на ситуацию или четкий ответ, почему цели недостижимы. Либо это будет механический расчет с оценкой достижения цели при существующих тенденциях продаж в текущем году.

Поэтому важно: цели компании должны исходить от руководителя/ собственника бизнеса. Четкое формулирование задач самим руководителем – фундаментальная основа бизнеса. Ведь цели руководителя определяют задачи всей компании.

 бизнес цели

Приведу несколько примеров. В каждом из них компания заказывала одну и ту же услугу – управленческий консалтинг. И каждый из собственников на начальном этапе сотрудничества озвучивал одинаковую цель – повысить рост продаж, увеличить размер валового оборота.

 определите свои цели

Посмотрите, насколько по-разному выстраивался подход работы в каждом случае в зависимости от действительной цели руководителя


Пример 1


Промышленное предприятие с миллиардными оборотами, 19 лет работы на рынке. Основная цель собственника – максимально отойти от оперативного управления, но при этом отслеживать динамику развития компании и сохранять контроль. 

Здесь приоритетная цель выглядит следующим образом: повысить управляемость компании через выстраивание бизнес-процессов, внедрение автоматизированной программы управления и отчетности. Цель повышения уровня дохода по значимости отошла на второе место. 

 пример бизнес цели 1


Пример 2


Другой вариант. Действительная цель собственника – продать бизнес и уехать за границу. Это уже совсем другая модель, модель капитализации. Здесь в приоритет поставлена задача выстроить управление таким образом, чтобы компания стоила максимально дорого на рынке. Она должна быть "упакована" таким образом, чтобы можно было ее продать. Задаче увеличения доходов и прибыли компании вновь отводится второе место.

 пример бизнес цели 2


Пример 3


Третья компания также обозначила цель увеличения объемов продаж и выручки. Но как выяснилось на практике, желаемый объем продаж приводит компанию к убытку. Результат говорит о том, что собственник неверно сформулировал цель.

Переведем на цифры: имея миллион долларов, руководитель хочет умножить выручку в два раза. На выходе с миллиона долларов получает убыток. Оценка бизнес-процессов показывает, что, даже увеличив оборот в два раза, компания не выйдет на желаемый уровень прибыли.

 

пример бизнес цели 3

Во всех примерах прослеживается одна распространенная ошибка в формировании цели. Она заключается в том, что руководитель не до конца понимает, чего хочет, и полагает, что рост доходов компании автоматически даст ему желаемое – прибыль в кармане.


Этапы формирования и механизм "спуска" целей


1. Когда руководитель определился с личными целями, самое время подумать над тем, как достичь их с помощью бизнеса. Собственнику в зависимости от размера компании, стадии развития рынка и особенностей продукта важно формулировать цели в:

  • выручке (обороте, валовом доходе), 

  • в норме прибыли и

  • в доле рынка.

Например, вы нацелены на увеличение объема продаж и валового дохода компании в 2 раза, при этом ставите условие, чтобы прибыльность компании была на уровне 20%. 

 личные цели

2. Главная цель получила денежное выражение и теперь передается финансистам (экономистам) для подготовки расчетов и экономического обоснования.

3. Далее основная цель расщепляется на более мелкие цели для основных подразделений, ответственных за формирование доходов компании: отдела продаж и отдела маркетинга. 

Первым в работу включается отдел маркетинга, который отвечает за стратегические цели. 

Маркетологи в первую очередь оценивают перспективы рынка. Если ваш бизнес находится в растущем рынке, то только за счет роста рынка компания получит большую выручку без принятия дополнительных мер.

В задачи отдела маркетинга также входит выбор товара или услуги, которая принесет больше прибыли и в которую нужно вкладывать больше.

 задачи маркетинга

Вторым подключаем отдел продаж. Это подразделение нужно для оценки качества работы с текущими, новыми и "спящими" клиентами, а также для определения размеров текущих доходов. Подразделение продаж также отвечает за вывод на рынок нового продукта, развитие дистрибуции и другие вопросы.

Исходя из полученных данных вы понимаете, сколько клиентов необходимо найти и привлечь, для того чтобы выполнить план продаж. Это называется операционным маркетингом. Его основная задача – целевой оборот, то есть генерация доходов от продаж. 

 задачи операционного маркетинга

3. Мы сформировали доходную часть бюджета. Теперь на его основе составляем расходную часть.

Формируем штат отдела продаж в составе, необходимом для обеспечения роста выручки, а также планируем расходы на продажи и на отдел продаж, расходы на маркетинговый бюджет.

4. Переходим к анализу подразделений, которые влияют на расходы компании. Смотрим, как выстроена логистика в организации, можно ли ее, как минимум, сохранить на прежнем уровне. Берем в расчет наличие складских помещений для хранения товаров, оцениваем такие показатели, как оборачиваемость денег, отсутствие кредиторской задолженности и др.

 как сократить расходы

5. Из запланированных доходов и расходов формируем бюджет на предстоящий год.

6. Далее, отталкиваясь от общего бюджета, ставим каждому подразделению свою подцель, которая основана на вашей главной цели. 

Например, задача отдела маркетинга – определенное количество привлеченных клиентов при запланированном бюджете. Этот показатель изначально планируется на год, далее прогноз корректируется ежемесячно.

Затем подцели подразделений попадают в квартальные KPI сотрудников и служат инструментом их мотивации к работе на общий результат компании.

В итоге дробления главной цели на подцели и спуска ее вниз по структуре компании каждое подразделение понимает, какие задачи перед ним стоят и какие конкретные действия необходимо выполнить для их достижения.

 достижение цели


Подводя итог сказанному, можно заключить: 


цели компании ставят не ради самих целей. На них завязан годовой финансовый результат организации. Чтобы вовремя выявить возможные отклонения от плана и бюджета, советую вам регулярно (не менее 1 раза в квартал) проводить совещания с руководителями ключевых структурных подразделений. На них вы сможете отследить качество выполнения KPI, при необходимости внести корректировки в план и убедиться, что ваша компания движется в верном направлении.

Желаю вам не сбиться с выбранного курса!

 

 

 

 

 Скачать: 
Поделиться: