SMART (смарт) – это прием мнемотехники, аббревиатура, образованная по первым буквам критериев для эффективной постановки и достижения целей. Она активно используется в менеджменте и управлении.
Разберем модель SMART по составным частям, дадим расшифровку для каждого критерия и рассмотрим ее составляющие на конкретных примерах.
Актуальность использования этой системы обозначили Джордж Доран, Бланчар и Херси в 80-х годах прошлого века.
С того времени модель СМАРТ обросла различными вариациями и интерпретациями.
На наш взгляд, с точки зрения полноты и значимости критериев оптимальной является следующая расшифровка аббревиатуры SMART:
Для чего важна правильная постановка цели?
Цель задает конечный результат, к которому вы стремитесь.
Поэтому чем точнее будет ваша цель, чем более детализирована, тем больше шансов, что вы достигните желаемого результата.
Рассмотрим примеры правильной и неправильной постановки целей по SMART:
Неправильно |
Правильно (цель по СМАРТ) |
Хочу повысить уровень зарплаты |
К концу года хочу увеличить размер зарплаты в 1,5 раза до 90 тыс. рублей |
Хочу открыть бизнес |
Хочу к февралю 2022 года открыть салон по предоставлению услуг ксерокопирования в рамках бюджета в 500 тыс. рублей |
Хочу автоматизировать работу компании |
Хочу к концу 4-го квартала 2021 г. ввести в работу компании CRM-систему, а к концу января 2022 г. - обучить сотрудников работе с CRM-системой |
Хочу повысить конверсию лендинга |
Хочу повысить доходимость лидов с лендинга на вебинар курса с 20% до 40% за счет писем email-рассылки, “цепляющих по болям” |
Как любая система, модель СМАРТ требует соблюдения некоторых правил:
Определите приоритеты
В системе СМАРТ главным, на наш взгляд, является критерий Relevant. Перед выбором цели в первую очередь определите ее важность и значимость, проговорите, "зачем" вы ставите перед собой такую цель, что вам даст ее достижение.
Запишите цель
Цель, оформленная в виде текста на бумаге или в компьютере, имеет значение конкретной озвученной задачи. Такая цель понятна как вам, так и вашим подчиненным.
Будьте готовы внести корректировки
Внешние обстоятельства и новые знания в области ваших задач могут сместить координаты цели. Проявите гибкость: будьте готовы переформулировать цель.
Умейте мотивировать
Мало поставить цель - труднее ее достичь.
Чтобы реализовать цель эффективнее и быстрее, учитесь мотивировать сотрудников на результат. Для этого обозначьте для них конкретные подцели и установите показатели эффективного выполнения (КПЭ). Ежемесячная (ежеквартальная) надбавка за выполнение КПЭ к зарплате будет дополнительным стимулом для достижения общей цели компании.
Пошаговая инструкция
Предлагаем пошаговый алгоритм постановки цели по смарт:
Определите, что нужно усовершенствовать?
Изучите сложившуюся ситуацию, определите, что в настоящий момент необходимо сделать в первую очередь, чтобы повысить эффективность работы компании: поднять квалификацию сотрудников, внедрить автоматизированную систему бизнес-процессов, обновить производственное оборудование, расширить объем задач отдела маркетинга?
Проговорите, зачем и кому это нужно?
Вам, компании, сотрудникам? Здесь подключаем критерий Relevant, то есть выясняем уместность, согласованность цели с общей миссией компании.
Посчитайте, сколько вам нужно?
Прорабатываем критерии Measurable (Измеримый) и Achievable (Достижимый). Постарайтесь конкретизировать ожидаемый результат в точных единицах измерения: деньги, проценты, доля прибыли, килограммы и т.д. Они будут служить материальным маркером-мерилом достижения цели.
Проведите ревизию необходимых ресурсов
Через эту операцию вы выйдете на критерий Relevant, то есть согласованность по ресурсам. Определите, чего недостает в настоящий момент и какие ресурсы могут вам дополнительно понадобиться.
Обозначьте конкретный срок
Это действие согласуется с критерием Achievable (Достижимый). Здесь мы устанавливаем реальный срок, в течение которого цель может быть достигнута. Будь то месяц, квартал, год, пятилетка – неважно. Главное условие – чтобы этот срок четко соотносился с вашими ресурсами и возможностями.
Как видите, механизм постановки целей по СМАРТ достаточно прост и является удобным инструментом в планировании деятельности компании.
Желаем вам успехов в его практическом освоении!
Видео по теме как ставить задачи по системе СМАРТ.
проверьте, готова ли ваша компания к быстрому росту?