Кассовый разрыв что это простыми словами.

Кассовый разрыв.

 

Бизнес считается живым, пока на его расчётных счетах остаются финансы, а его успешность определяется их количеством.

Стоит помнить, что при оплате залога поставщику, выплаты зарплаты всем сотрудникам и оплате каких-либо госпошлин, налогов, аренды и пр. финансов может не хватать на ближайшие необходимые платежи.

Если собственник бизнеса обязан оплатить больше, чем имеется у него на данный момент – это и называется “кассовым разрывом”. Проще говоря: кассовый разрыв – нехватка финансов для оплаты важных срочных расходов.

Каждый человек не желает оказываться в подобных ситуациях, а предпринимателю и вовсе придётся прикладывать огромные усилия, чтобы сохранить свой бизнес. Например, можно найти дополнительное финансирование, договориться с контрагентами или же влезть в долги.

Наша цель – предотвратить возможность возникновения таких неприятных ситуаций, и готовы поделиться основными, проверенными временем, рекомендациями.

кассовый разрыв

Для начала стоит разобрать каким именно образом появляется кассовый разрыв

Не зависимо от количества прибыли и размера бизнеса может произойти кассовый разрыв. Бывали случай, что в крупнейших компаниях не хватает финансов даже для самых мелких расходов. Основная причина – неправильный учёт и прогнозирование поступлений и расходов. У каждого банка есть задержки при переводе, а также кто-то из клиентов мог просрочить платёж.

Рассмотрим основные,  причины:

  • Работа с поставщиками по предоплате. Частая ситуация – после закупки у предпринимателя не остаётся свободных средств, при появлении важных расходов приходится тратить собственные финансы, а со времени количество этих расходов увеличивается.

Например, предприниматель заказывает из Китая партию чехлов для телефонов и договаривается о реализации с закупщиком какой-либо розничной сети. Предприниматель оплатил партию полностью, т.к. за это поставщик предоставлял скидку. Закупщик заплатит за товар, когда его получит. Представим, что из-за таможни произошла задержка поставки на 3 недели, в течение которых предпринимателю необходимо было оплатить аренду своего помещения.

  • Предоставление отсрочки для покупателей. Пользуются отсрочкой преимущественно различные крупные компании, например, госкорпорации или крупные торговые сети. Связано это с тем, что им приходится работать с системой бюджетирования. В срочном порядке рассчитываться с мелкими поставщиками они просто не могут. Федеральные сети платят через 1 — 2 месяца после успешной поставки товара на склад, государственные корпорации — раз в квартал, государство — исключительно в конце календарного года.

    Например, предприниматель в начале марта подписал крупный контракт на поставку чехлов для телефонов в федеральную сеть магазинов. По условиям контракта деньги он получит через 1.5 месяца после отгрузки, т.е. в конце апреля. На данный момент эта сумма находится в дебиторском долге, а значит заплатить налоги, оплатить поставку с поставщиками или оплатить аренду ими невозможно. В таком случае снова придётся рассчитываться из своего кармана, искать придумывать дополнительного финансирования или, что ещё хуже, влезать в долги.

 

  • Специфический или сезонный бизнес. Наиболее часто кассовые разрывы встречаются у компаний с “рваным” денежным потоком, т.е. у тендерных игроков, единичных поставщиков различных крупных заказчиков или у сезонных компаний. Если у компании нет постоянного положительного потока денежных средств – трудно грамотно произвести их оценку и спланировать все платежи на длительное время вперёд. Даже самая незначительная плата может заставить собственника бизнеса тратить своё время и искать дополнительные средства. Это часто происходит, когда от момента начала работы до получения финансов проходит длительное время.

Самый яркий пример на Российском рынке – изготовление мороженного. Вся полученная летом выручка должна перекрывать затраты холодных времён года. Чем дольше длится этот “холодный период”, тем меньше остаётся денег на счету компании. Соответственно, в этот период компания не может себе позволить дополнительные траты и расширение бизнеса (или увеличение ассортимента), ведь каждый не окупившийся рубль может привезти к кассовому разрыву компании.
я в печали

Самое трудное при ведении бизнеса – когда эти ситуацию совпадают по времени друг с другом. Компании необходимо и дождаться оплаты от заказчиков, и выплатить налоги, и заплатить за аренду, а ещё пора закупать новую партию. Любое такое совпадение может вывести даже крупнейших игроков рынка, поэтому необходимо подходить с умом к просчёту всех мелких и крупных трат. 

 

Основные признаки кассового разрыва

Собственники, которые используют метод отчётности движения денежных средств (ДДС), имеют все шансы увидеть возможность будущего разрыва по отрицательным конечным показателям и успеют что-то предпринять для того, чтобы уберечь себя от этого.

Рассмотрим основные показатели, благодаря которым каждый предприниматель сможет спрогнозировать ситуацию и спасти компанию.

Самый простой и надёжный способ — ежедневный расчёт остатка свободных денежных средств на счетах.

Финансы на конец дня = Совокупность всех финансов на начало рабочего дня + входящие финансы за день − Выплаты поставщикам, оплата налогов, ЗП сотрудников, аренда, бухгалтерские расходы и прочие траты (все расходы)

Расчет этого показателя на последующий месяц даст возможность понять, в какие из дней фирма близка к кассовому разрыву. Таким образом у вас будет запас времени чтобы предотвратить кризис!

Пример расчёта кассового разрыва, в котором отрицательные остатки говорят о его возникновении.

Дата

Начало дня

Поступления

Расходы

Конец дня

1 февраля 2022

+200 тыс

+40 тыс

-120 тыс

+120 тыс

2 февраля 2022

+120 тыс

+40 тыс

-120 тыс

+40 тыс

3 февраля 2022

+40 тыс

+40 тыс

-120 тыс

-40 тыс

4 февраля 2022

-80 тыс

+120 тыс

-40 тыс

0

                   

Предотвращение и профилактика кассового разрыва

Кассовый разрыв случается у большинства компаний и в этом нет ничего фатального — это повсеместно встречающаяся рабочая ситуация. Предприниматель может минимизировать его влияние на фирму при помощи овердрафта, взять в долг недостающие средства или просрочить платежи. Но вышеперечисленные варианты снижают прибыль фирмы, лишают предпринимателя доходов, портят его репутацию и взаимоотношение с фирмами-партнёрами. Стоит стараться не допускать этих ситуаций.

                                                 

Основные способы избежать кассового разрыва:

  • Грамотное финансовое планирование - основа.  Следить за финансами и регулировать бюджет – главная задача каждого грамотного собственника бизнеса. Необходимо не только вести отчётность по прошедшим расходам, но и прогнозировать будущие. Таким образом можно увидеть будущие трудности, что даёт дополнительное время на их решение.
  • Управление дебиторскими и кредиторскими долгами – обязанность собственника бизнеса. Лучший вариант тогда, когда вам платят раньше, чем нужно будет платить вам. Нет ничего плохого в том, чтобы запросить рассрочку у поставщиков или предоплату у покупателей. Пусть на вашем счёте всегда будет какой-то остаток.
  • управление дебеторкой
  • Сохранение легко реализуемых и наиболее популярных товаров на остатке. В ситуации, близкой к кассовому разрыву можно продать наиболее легко реализуемые товары. Так вы получите необходимую для срочных оплат сумму.
  • Поддержание непрерывного денежного потока. Всегда хорошо иметь много проводимых операций. Пусть они будут мелкие и незначительные, но их будет много. Если вы работаете в товарном бизнесе и реализуете опт – начните реализовать продукцию в розницу. Также, можно начать работать с мелкими контрагентами. Это будет хороший дополнительный заработок для вас и вашей фирмы. Помните, что чем диверсифицированнее доход – тем он устойчивее!
 Скачать: 
Поделиться: